На дне Финского залива, в 25 километрах южнее Хельсинки, на глубине 74 метров найден легендарный российский броненосец, затонувший 110 лет назад. Эстонские водолазы в четверг, 24 июля, побывали у останков судна и засняли увиденное видеокамерой.
Теперь можно со стопроцентной уверенностью говорить о том, что на морском дне лежит именно "Русалка", - сказал капитан исследовательского суда «Mare» Велло Мясс. На то, чтобы силами исследовательского судна «Mare» и финских коллег обнаружить останки корабля, ушло около месяца.
Броненосец "Русалка" был построен в 1868 году. 7 сентября 1893 года два корабля учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота - броненосец береговой обороны «Русалка» и канонерская лодка «Туча» - взяли курс на Гельсингфорс (Хельсинки). Штормовая погода привела к трагической гибели «Русалки». Наш современник так представил себе последние минуты корабля: "Неуязвимые для вражеских снарядов низкие борта броненосца стали теперь беззащитными перед разбушевавшейся стихией. Огромные волны, зловеще шипя, перекатываются по верхней палубе, смывая все на своем пути. Через зазоры башен, через канатные клюзы и люки ревущие потоки устремляются внутрь, грозя залить топки. Помпы не успевают откачивать все прибывающую воду… Лишенный хода броненосец будет брошен бортом к волне… И разбушевавшиеся волны примутся безнаказанно разламывать и сбрасывать в пучину все, что поддается их силе… Вот-вот они сорвут крышки башенных горловин… Вода хлынет в новые отверстия… И очередной удар опрокинет броненосец…" Морские волны поглотили всех членов экипажа. До Гельсингфорса добралась только «Туча». Поиски пропавшего броненосца вели 15 судов Балтийского флота, но тогда установить судьбу пропавшего корабля, причины и место его гибели так и не удалось. И впоследствии снаряжались поисковые группы, но их усилия не увенчались успехом.
Известный русский художник-маринист И. К. Айвазовский создал в связи с гибелью "Русалки" новую картину и послал ее в Петербург. Там ее выставили для обозрения и сбора средств в фонд помощи семьям погибших. В Ревеле состоялись концерты в пользу родственников погибших моряков. Объявления о ежедневном приеме пожертвований в ревельских газетах стали появляться уже с сентября 1893 года.
В память о погибшем броненосце известному эстонскому скульптуру Амандусу Адамсону был заказан проект памятника. Модель монумента была создана в петербургской мастерской скульптора в 1901 году, отлита на столичной фабрике Морана, и на следующий год памятник установили на берегу залива в Ревеле. В качестве модели для фигуры ангела Адамсон предложил позировать молодой эстонской девушке Юлли Роотс, убиравшей его мастерскую.
В сентябре 1902 года, журнал «Нива» сообщил: «7 сентября в г. Ревеле происходило торжественное освящение памятника морякам, погибшим на «Русалке». В описываемый день еще с утра на берегу моря, на бульваре стал собираться народ. Море было особенно бурным и невольно напоминало своим грозным видом о той ненастной поре, когда погибла «Русалка». Вокруг памятника был выстроен почетный караул из всех войск, находившихся в Ревеле... Наступил торжественный момент: завеса упала, и перед взорами присутствующих моментально предстал красивый, легкий и стройный памятник".
Шестнадцатиметровый монумент установлен в Кадриорге, на морском берегу, и глыбы неотесанного гранита напоминают то ли волны, то ли грозные рифы. Нижняя часть памятника изображает нос корабля. На пьедестале бронзовый барельеф: броненосец борется с разбушевавшейся стихией. А над ними возвышается высокая гранитная скала, увенчанная фигурой благословляющего ангела с широко раскинутыми крыльями. Ангел простер золотой крест в сторону моря, ставшего братской могилой для 177 моряков, служивших на "Русалке". На скале высечены имена 12 погибших офицеров "Русалки", а имена нижних чинов указаны на металлических плитах, укрепленных на столбиках, окружающих памятник. Надпись гласит: "Россияне не забывают своих героев-мучеников".
"Русалка" по праву стала одним из символов столицы Эстонии. Но это не единственное произведение выдающегося эстонского скульптора Амандуса Хейнриха Адамсона (1855-1929).
Талантливый сын моряка, родившийся вблизи города Палдиски, не пошел по стопам отца. Творческая натура привела его сначала в столярную мастерскую Берга в Ревеле, а затем в ателье краснодеревщика Шутова в Петербурге. А уже в 1876 году Адамсон был принят в Петербургскую Академию художеств и попал в класс профессора Александра Бока, автора многих скульптур и памятников, в том числе бюста Карла Бэра в Тарту. Окончив Академию с большой серебряной медалью, Адамсон работает в Петербурге. С большим успехом прошла его первая персональная выставка в 1887 году. Средства, вырученные от продажи работ скульптора, позволили ему отправиться в Париж. Почти пять лет учебы не прошли для ваятеля даром. Профессионально он сильно вырос. Выставленные им в знаменитом Парижском Салоне скульптурные композиции - «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка» - были отмечены золотой медалью Салона. В конце ХIХ столетия это было высшей наградой в мире искусства. Вернувшись в Россию, он принял участие в оформлении будущего Русского музея. К двухсотлетнему юбилею Петербурга велись грандиозные строительные работы. Среди них – и строительство знаменитого Троицкого моста. Его монументально-декоративное оформление было поручено Амандусу Адамсону. По его проекту при въезде на мост со стороны Марсова поля было воздвигнуто два классически строгих гранитных обелиска с фонарями из бронзы в виде ростров — носовых частей старинных парусных кораблей, по одному на каждой из четырех граней. Это подчеркивало идею Петра I о том, что Нева — окно не только в Европу, но и выход в моря на все четыре стороны света. Вдоль бортов моста - созданные по рисункам Адамсона кружевные решетки оград и 16 вертикальных опор художественного чугунного литья, на каждой из них по три фонаря.
На пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова расположено внушительное здание, возведенное для представительства американской компании швейных машин «Зингер» в 1902-1904 годах по проекту архитектора П. Сюзора. Сейчас здесь - Дом книги. Подняв голову вверх, на угловой башне, можно увидеть глобус. Автор скульптурного убранства фасада, купола башни и шара-глобуса — Амандус Адамсон. Изваянные эстонским мастером скульптуры, памятники и монументы есть в Севастополе (Памятник затопленным кораблям), Таганроге, Мисхоре, Петербурге, Таллине, Пярну и Выру. В 1907 году ему было, по рекомендациям живописца Куинджи, скульптора Опекушина и архитектора Суслова, присвоено звание академика. Велико наследие эстонского скульптора. И еще не одно столетие оно будет радовать глаз….
Адамсон родился в Палдиски, здесь же закончился его земной путь. Море стало одним из главных героев его произведений. "Русалка", Памятник затопленным кораблям в Севастополе, "Русалочка" в Мисхоре, "Море шумит", "Последний вздох корабля", Внимая шепоту моря", "Единственный поцелуй волны" - вот названия некоторых из его монументальных и камерных произведений. Вадим Варчук
Использован материал из книги И. Гольдмана "Русалка" ("Eesti Raamat", 1979 )
======================
В статье использован материал Эстонско-Латвийской газеты
Walk