Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.



 
Портал ХНФорумРегистрацияВход

 

 Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)

Перейти вниз 
Участников: 2
АвторСообщение
Woodsman
Админ
Админ
Woodsman


Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) Empty
СообщениеТема: Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)   Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) Icon_minitimeСр 09 Апр 2008, 14:29

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)

В июле 2002 года исполнилось 284 года со дня основания знакомого любому жителю Эстонии города Палдиски. Он на 15 лет моложе Санкт-Петербурга, на 14 лет - Кронштадта, старше первых военно-морских баз России - на 66 лет Севастополя и на 75 лет Одессы. История города неразрывно связана с историей развития государства Российского и его военного флота на Балтийском море, чему он обязан своим рождением. Этим определяется его бывший, да и нынешний облик, его большая и славная биография.
Важное военно-стратегическое значение Палдиского залива одним из первых оценил Петр I, который решил построить в местечке Рогевик (в других источниках Рогервик - шведское название) "гавань воинских кораблей", и если бы не его смерть, то в устье Финского залива Россия получила бы мощную военно-морскую базу с крепостными и гидротехническими сооружениями, равных которым не было бы во всей Европе того времени.
Палдиски - русский вариант названия, которое трансформировалось от первого русского послешведского полного названия Балтийский порт. Немного длинновато - история слово "порт" подзабыла. А эстонское произношение "пальдиски" не прижилось в городе, где с момента его закладки уже слышалась, в основном, только русская речь. Так он и стал городом Палдиски, который расположился на берегу Палдиского залива в 46 км от Таллинна. До 1762 года залив назывался Рогевикским, что в переводе со шведского языка означает "залив ржаного острова".
Палдиский залив глубоко вдается в берег западнее полуострова Пакри. С запада залив ограничен островом Вяйке-Пакри (старое название Малый Рооге) и с юга обширным мелководьем, переходящим в пролив Курксе (место, уже вошедшее в трагическую новейшую историю). Глубины у входа в залив достигают 45 метров, а в самом заливе до 20 м. Длина залива около 13 км. Залив закрыт от всех ветров, кроме северных и северо-западных, и представляет собой безопасное и удобное для стоянки на якоре место в западной части южного берега Финского залива. В зимнее время залив замерзает крайне редко.

Оценивая положение русского государства, один из известных политиков конца XIX века в работе "Тайная дипломатия XVII века" писал: "Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны, Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов..."

Историческая необходимость иметь свободный выход к морям, от которого во многом зависело экономическое, политическое, культурное и военное развитие Российского государства, определило собой и главное содержание внешней политики царской России в начале XVIII века, направленной на выход России к морю.
В 1700 году Россия начала Северную войну, главной целью которой был выход России на побережье Балтийского моря. В этой борьбе за выход к морю необходим флот, поэтому в 1702 году Петр I приступил к строительству на Балтийском море регулярного флота.
Создание флота, наряду со строительством верфей и кораблей, подготовкой кадров и совершенствованием системы управления, потребовало создания и мест базирования военно-морских баз.

Первой главной базой русского флота в Финском заливе стал Петербург, который был основан в 1703 году в устье реки Невы. Для его защиты с моря в 1704 году на отмели острова Котлин была заложена земляная крепость Кроншлот, где впоследствии было начато строительство военно-морской базы Кронштадт (1723 г.).

В первые годы своего существования флот с ранней весны и до поздней осени стоял у Кроншлота, а с заморозками уходил в Петербург, в Кронверкскую гавань, где и зимовал.

Петр I понимал, что Петербургская и Кроншлотская гавани недостаточно удобны для базирования молодого флота и ведения наступательной морской войны. Они не позволяли флоту в полной мере свободно действовать в Балтийском море. Поэтому по мере занятия русскими войсками побережья Балтийского моря система базирования флота расширялась. Так, в 1710 году передовая база парусного флота была переведена в Ревель, а гребной флот стал последовательно базироваться: в 1710 году - в Выборге, в 1713 году - в Гельсингфорсе, в 1714 году - в Або (Финляндия).
Одновременно с занятием шведских морских баз русское командование начало поиски мест для баз флота в западной части Финского залива и на побережье открытого Балтийского моря. С этой целью с 1710 года по указу Петра I был начат осмотр берегов Финского и Рижского заливов, а также побережья открытого моря вплоть до Штеттина (Польша). Осмотр берегов проводили специально назначенные "доверенные люди".
Одним из этих людей был капитан-поручик Геслер (Гослер), которому Петр I поручил осмотреть и описать все бухты, расположенные на южном берегу Финского залива, берег и острова Рижского залива. Геслер на осмотр Финского и Рижского заливов потратил около трех месяцев (с 26 июня по 26 сентября 1711 года). Результаты этого осмотра были неутешительные. Кроме Рогевикского залива, Геслер не нашел на всем южном берегу Финского залива ни одной бухты, которая была бы пригодна для новой военной гавани. Да и Рогевикский залив, по его мнению, был не годен для гавани "...потому что в ней нельзя устроить по причине ширины бухты крепости, и флот поэтому не будет иметь никакой защиты от неприятеля со стороны моря..". И все же вот что Геслер написал царю о результатах своего осмотра: "Ехал из Ревеля подле берега до Шапсал (Хаапсалу) и никакой пристани не нашел, только Рогевик. Против той пристани два острова, называются Большой и Малый Рог, от берега три версты. А меж островом малый Рог и мысом Пакерорт (оконечность полуострова Пакри) проход есть корабельный глубиной воды десять сажен", и далее: "...можно от всякой погоды, а весною ото льда всяким судам сохраниться..".

На основании донесения Геслера Петр I остановился на Ревельской гавани как единственно удобной для обращения ее в военный порт, главным назначением которого было преградить доступ в Финский залив кораблям шведского флота и содействовать войскам русской армии в юго-западной части Эстонии. Для стоянки парусного флота было решено использовать Купеческую гавань города.

Однако гавань в Ревеле того времени при всех своих достоинствах имела ряд неудобств с точки зрения военного порта. Все эти неудобства заставили Петра I продолжить поиски другого места для военного порта. Главная цель этих поисков сводилась к тому, чтобы найти новое наиболее свободное ото льда место в отличие от Ревельской гавани, что позволило бы русскому флоту свободно плавать в Балтийском море почти круглый год.
В 1715 году Петр I впервые лично осмотрел берег к западу от Ревеля, в том числе и Рогевикский залив. Перед его изучением Петр побывал в Хаапсалу, где поначалу предполагал создать военный порт, но из-за мелководья залива и низких берегов отказался от этой мысли. А вот после тщательного осмотра Рогевикского (Палдиского) залива и его берегов он определил: "Быть гавани воинских кораблей". Произошло это 23 июля 1715 года.
Толчком к ускорению закладки нового военного порта послужило также печальное событие, которое произошло в 1717 году в Ревеле. Летом сильная буря повредила Ревельскую гавань и разбила два корабля - "Фортуну" и "Антоний". До этого события Петр I еще раз осматривал залив с моря и суши. Намереваясь основать новый порт в Рогевике, Петр I действовал очень осмотрительно, так как точных карт Финского и Рижского заливов в то время не было не только у русских, но и у шведов.

Рогевикский залив еще до Петра I оценили шведы, которые начали было строить здесь каменную дамбу от материка к острову Вяйке-Пакри и имели на материковом берегу залива небольшую крепость. Располагалась она в северной части современного города Палдиски. Называлось это место Шведской гаванью.

По мнению Петра I, в заливе могло поместиться сто судов, а хороший грунт и удобный выход из залива обеспечивали превосходную якорную стоянку. Оставалось только защитить гавань от сильных штормов и нападений неприятеля.

В 1718 году состоялась закладка мола гавани и береговой крепости. Произошло это в торжественной обстановке в присутствии Петра I и всего флота. Петр собственноручно бросил в море первый камень, положив тем самым основание новому порту. Приказал он также на обоих берегах залива обозначить направление защитного мола, построить для себя два дома: один на материке, другой на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри). А также отыскать пресную воду на материке и островах и начать возить лес к новому порту для постройки пристаней, казарм и мастерских.

После этих событий в Рогевик стали свозить из Лифляндии и Эстляндии строительные материалы (лес, кирпич, железо и прочее). Осенью 1719 года Петр I снова побывал в Рогевике, где проверил ход подготовительных работ. Он еще раз осмотрел залив, произвел промеры глубин и проверил качество пресной воды, найденной к тому времени на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри).
Понимая большую сложность и грандиозность задуманного дела, Петр I приступил к строительству основных сооружений военного порта в Рогевике после его основания в 1718 году не сразу. Не хотел начинать без тщательной подготовки и подробных изысканий. Кроме того, задуманному строительству сильно мешала война со Швецией. По этим причинам до середины 1723 года в Рогевике шли, в основном, подготовительные работы. Завозились строительные материалы, шла заготовка камня-плитняка, который добывался здесь же, в скалистых берегах залива, силами солдат и арестантов. Так из Финляндского корпуса прибыли 500 человек; из дивизии генерала князя Репнина - 600 полковых и тележных лошадей, а из Ревеля - несколько сотен арестантов и один батальон солдат. Началось строительство казарм, домов для офицеров и острогов. И лишь с августа 1721 года, после окончания Северной войны, Петр I вплотную занялся претворением в жизнь своего замысла - сооружения в Рогевике новой военной базы для Балтийского флота, несмотря на то, что при заключении Ништадтского мирного договора тем же августом шведской стороной было внесено предложение о том, чтобы Россия не учреждала военного порта в Рогевике. Но на то Петр и был Великим, чтобы принимать великие решения во благо России.
Осенью того же года Петр I собрал на заседание военной коллегии всех генералов и инженеров, бывших в то время в Петербурге. Перед участниками этого заседания выступил сам царь, который подробно объяснил достоинства задуманного им строительства новой военно-морской базы для Балтийского флота в Рогевике и остановился на основных недостатках Кронштадта. В заключение Петр I поставил перед участниками вопрос: "...полезно ли построить в Рогевике порт или нет?" После обстоятельного обсуждения предложенного царем проекта новой базы флота участники заседания единодушно ответили, что "...для сбережения флота и для того, чтобы неприятель не мог предупредить нас в военных действиях, проектированный Его Величеством порт построить необходимо". Для этого в Рогевике нужно было построить гавань для военных и купеческих (торговых) судов, адмиралтейскую верфь и город. Все эти сооружения прикрыть соответствующими военными сооружениями, а для защиты кораблей и судов, которые будут стоять в заливе, от сильных ветров и штормов построить в Рогевикском заливе два защитных мола - один между островом Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и материковым (Пакерортским) берегом с проходом для кораблей, а другой между островами Малый и Большой Рооге (Вяйке и Суур-Пакри).
В конце 1721 года для подробных изысканий, в том числе съемки планов и составления профилей будущих военных укреплений, были отправлены в Рогевик инженер-полковник Люберас и капитан-поручик Дейн, а для подробного исследования и промера глубин залива - капитан-поручик Ганс. Петр I, отправляя капитан-поручика Ганса, писал в своем указе: "Ехать тебе в Ревель и оттель в Роговик на почте купно с полковником Люберасом и вымерять с прилежанием всю гавань, от пункта нордного острова до 4-х сажень глубины, а особливо зюйдный конец острова, где быть гавани. Глубину чаще ставить на промер, на каждыя 15 или 10 сажень, и всю ту глубину на текень Люберасов для того, чтобы он сей берег по астролябии брал. И чтобы как возможно больше чертеж был, дабы возможно на оном гавань и фортификации поставить. И как исполните, немедленно сюда приезжайте оба. Петр".
По окончании изыскательских работ инженером Люберасом был составлен проект оборонительных укреплений в Рогевикском заливе, а на основании исследований капитан-поручика Ганса Петр I сам составил проект и чертеж защитного мола. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.
19 июля (по старому стилю) 1723 года в торжественной обстановке в присутствии кораблей Балтийского флота Петр I бросил первый камень защитного мола, приказав строить его по чертежу, составленному им. Тогда же он указал новые места расположения для купеческой (торговой) гавани, верфи, города и башни маяка. По этому указанию все эти сооружения, кроме маяка, решено было строить на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри). Главным начальником рогевикского строительства был назначен инженер-полковник Люберас. К этому времени в местечке уже было построено 68 казарм, 8 штаб-офицерских квартир, 6 ветряных мельниц, церковь и ряд других вспомогательных построек для нужд порта, а также две пристани для выгрузки судов, а на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) дворец для царя.
Кроме того, было заготовлено значительное количество леса, камня и других строительных материалов.
После отъезда Петра I сооружение нового порта пошло с большим размахом и довольно быстрыми темпами. Основной фронт строительных работ был развернут на материковом (Пакерортском) берегу, на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) шли в основном подготовительные работы - заготовка камня, строительство казарм и острогов. Уже к концу 1724 года в Рогевике дополнительно было построено: казенный двор, провиантский магазин с 10 амбарами, фуражный и материальный амбары, инструментальный магазин, а на мысе Пакри - каменная башня маяка.

Место для башни маяка Петр I выбрал сам: "...Сделать на показанном месте для маяка башню высотою от 4 до 5 саженей (прибл. 10,5 м)". В течение года шли подготовительные работы, а 24 июня 1723 года Люберас приступил к строительству маяка по своему проекту. Вел строительство подрядчик Таврин. Башню маяка построили довольно быстро - уже к 22 октября 1724 года. Таврин донес Петру I: "Строительство каменного маяка высотою в 6 саженей закончено". Остатки этой маячной башни на мысе Пакри сохранились до наших дней именно на том же месте. (Боюсь, чтобы после публикации этого очерка этот исторический объект не исчез с названного места в силу предполагаемых причин. - Прим. автора.) Датой основания маяка Пакри считают 22 октября 1724 года. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря.
С момента постройки маяк обслуживала военная команда, которая наверху башни жгла сигнальный костер. Для этого костра ежегодно заготавливалось более 300 куб. м дров. Заготовка и транспортировка такого количества дров была очень обременительным делом, поэтому коллегия при Адмиралтействе поспешила сдать маяк частным лицам.
Проследим судьбу маяка Пакри, чтобы к ней уже не возвращаться. В начале XIX века на башне маяка была установлена диоптрическая система, купленная во Франции. Диаметр осветительного аппарата был 2,66 метра. Аппарат представлял собой систему зеркал, в фокусе каждого из которых стояли масляные лампы. Система создавала большую силу света. Видимость его достигала почти 10 миль.

Сильная эрозия (изменение скалистой линии) берега мыса заставила в конце XIX века перенести маяк, для чего в 143 метрах от обрыва берега была построена новая башня маяка высотой 52 метра с новой оптической системой. Новый маяк был открыт 1 октября 1889 года...
Вернуться к началу Перейти вниз
Woodsman
Админ
Админ
Woodsman


Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) Empty
СообщениеТема: Re: Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)   Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) Icon_minitimeСр 09 Апр 2008, 14:30

Во Вторую мировую войну все служебные и жилые постройки маяка были разрушены фашистскими войсками. Они же уничтожили оптическую систему и штормовые стекла башни.

В 1952 году маяк был восстановлен, оснащен новой оптической системой, которая обеспечила видимость его света до 20 миль (37 километров).
В XVIII веке маяк назывался Рогевикским, затем несколько лет Пакерортским, в 1762 году его переименовали в Балтийский, в начале XIX века опять переименовали в Пакерортский, а в 1920 году он окончательно получил современное название - маяк Пакри.
Но вернемся к событиям начала строительства Балтийского порта (1724 г.). Успешно продолжалось возведение бастионов материковых крепостей, шла отсыпка защитного мола, который уже имел в длину 136 саженей (289 метров) при ширине 5 метров и высоте 21 метр.

К сожалению, это продолжалось недолго. После смерти Петра I (28 января по старому стилю) 1725 года работы в Рогевике хотя и продолжались, но уже без прежнего размаха и скорости, а в 1726 году они почти прекратились. Объясняется это тем, что после смерти Петра I правящие круги России резко ослабили внимание к флоту. Это был период дворцовых переворотов и борьбы за власть дворянских группировок. Засилье иностранцев все более проявлялось не только в государственном аппарате, но и в Адмиралтейств-коллегии. В результате Россия начала утрачивать свое положение сильной морской державы. Флот стал приходить в упадок: корабли старели, а новые почти не строились; военные порты не ремонтировались. Деньги, выделяемые на нужды флота, расходовались на другие цели. Лишь за 4 года после смерти Петра I флот недополучил свыше 1,5 миллиона рублей. Адмиралтейств-коллегия часто просто не имела средств на самые неотложные расходы, даже материальное обеспечение личного состава флота. Выдача денежного довольствия и вещевого снабжения систематически задерживалась. Рядовой состав не получал обмундирования по нескольку лет.

.Многие матросы, - говорилось в одном из документов того времени, - не имели мундира, а иные даже рубашек, были наги и босы..

Все это в полной мере коснулось и строителей Рогевика. Так, начальник работ рогевикского порта инженер-полковник Люберас доносил в Петербург, что солдаты, распущенные по своим гарнизонам, не были заменены другими, а арестантов осталось только 450 человек. Заготовленный камень (4892 куб. саженей) от долговременного лежания приходит в негодность. Кроме того, люди, находящиеся на рогевикских работах, не получали жалованья за целый год и терпят во всем крайнюю нужду. На это донесение Адмиралтейств-коллегия потребовала от Любераса сообщить, какие постройки повелел ему Петр I произвести, что именно сделано и что еще осталось сделать. Очевидно, Люберас, видя такое отношение к строительству, не стал особенно усердствовать и составлял это донесение целых 4 года, отправив его в Петербург лишь в 1730 году. В 1731 году Люберас получил новое назначение в был определен директором постройки Кронштадтского канала и других сооружений. В этом же году Люберас уехал из Рогевика, хотя и оставался ответственным за его строительство. Однако Люберас уже мало им интересовался и больше в городке не был. Работы после его отъезда в Рогевике прекратились на долгие 15 лет. Лишь из-за угрозы войны в эти годы в местечке было построено 5 деревянных батарей: две на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и три на материковом берегу. Все, что было построено без должного присмотра и своевременного ремонта, постепенно стало разрушаться и приходить в полную негодность.

К тому же строительный материал, заготовленный в местечке для порта в 1745 году, стали вывозить в Кронштадт для строящегося там дока и других сооружений. К этому следует добавить и то, что начальниками работ в Рогевике после отъезда Любераса назначались малокомпетентные люди, далекие от инженерного дела, а со стороны Любераса контроля за состоянием дел в Рогевике не было.

В 1725 году после смерти Любераса ответственным строителем рогевикских работ был назначен отставной генерал-лейтенант фон Брадке. Подробно ознакомившись с состоянием дел на строительстве, он в 1753 году составил проект дальнейшей постройки порта и подал его в Адмиралтейств-коллегию, которая после рассмотрения отослала его, в свою очередь, в комиссию о Ладожском канале! Эта комиссия, рассмотрев проект фон Брадке, приняла довольно странное решение: приказала ему строить защитный мол на одном уровне с поверхностью воды, чтобы сильным волнением не разбило его вершину. При фон Брадке строительство мола стало быстро продвигаться вперед, однако его отсыпка шла с большими отклонениями от технических требований и не отличалась большой прочностью. Это приводило к тому, что сильные ветры и штормы сводили на нет многомесячную работу людей.

Многократные обращения весьма деятельного фон Брадке в Адмиралтейств-коллегию приносили положительные решения Сената: "...несоизволено ли будет начатые Петром Великим Рогевикския работы возобновить, понеже оныя оканчивать весьма нужно".

В 1756 году императрица Елизавета Петровна посетила Рогевик и признала "несомненную пользу для государства, если предприятие, начатое Великим Ея родителем, приведено будет к концу". Было еще много "высочайших" указаний, но все они тонули в бюрократической переписке государственных учреждений. В 1760 году умер фон Брадке, и на его место был назначен генерал-майор Шиллинг, однако при новом начальнике работы не продвинулись из-за отсутствия средств на строительство.

В 1761 году пришедший к власти Петр III приказал продолжить работы силами наемных людей, а арестантов отправить в Нерчинск.

Однако пришедшая в 1762 году к власти Екатерина II отменила этот указ. В этом же году директором рогевикских работ был назначен генерал-фельдмаршал граф Миних (ему в то время было уже 79 лет), которому Екатериной II было указано: "...дабы вашим старением сие славное дело окончить".

Осмотрев работы, Миних приказал продолжить отсыпку мола, восстановить дворец Петра I, построить новые казармы и каменную церковь. Дворец Петра I многократно перестраивался и не был закончен из-за отсутствия средств.

Фундамент дворца находится напротив нынешнего здания мэрии города. Стены были снесены в конце 50-х годов прошлого века. В детстве имел удовольствие облазить весь, в т.ч. и подвалы, которые сейчас только присыпаны землей.

В том же 1762 году по именному указу Екатерины II от 20 августа Рогевик был переименовал в Балтийский порт.
В 1764 году (июль) Екатерина II посетила Балтийский порт, где навестила графа Миниха и осмотрела работы в порту. Комиссия, по ее решению, под председательством графа Панина долго рассматривала вопрос о достройке Балтийского порта. И... вопрос был решен в пользу Кронштадта, мотивируя тем, что он (Кронштадт) необходим для защиты столицы и удобен для доставки кораблестроительных материалов и всех припасов для флота. Кроме того, учреждение Балтийского порта было признано затруднительным из-за безлюдности и пустынности края. Поэтому решено было лишь улучшить город и крепость на материковом берегу. Это решение было доложено лишь в 1768 году. 18 ноября 1768 года на докладе Сената о судьбе порта Екатерина II написала: "Работу остановить, а о каторжных сделать рассмотрение, дабы они праздны не были".

После смерти Миниха директором работ был короткое время Резанов, а затем полковник Муравьев. После решения о прекращении работ строительство в Балтийском порту прекратилось, почти все арестанты были отправлены в Сибирь, большую часть солдат отправили в Польшу, а всех служащих перевели в Петербург.
К моменту прекращения работ постройки порта и города были в следующем состоянии: защитный мол со стороны материкового берега имел длину 383 метра (180 саженей), ширину по верхней кромке 21 метр (10 саженей), ширину по урезу воды 37 метров (18 саженей) и высоту 6,4 м (3 сажени). Со стороны острова мол имел в длину 123 метра (61 сажень).
Полностью была построена материковая крепость. В городе были построены казармы и дома для гарнизона крепости, остроги для арестантов и другие хозяйственные постройки (амбары, кузницы, мельницы идр.), строилась каменная церковь. Общее число построек в местечке доходило до нескольких сотен. Сумма истраченных средств с 1718 года по 1768 год составила 495372 рубля 61 копейку.

На этом закончилось претворение в жизнь как бы первого этапа плана создания военной базы флота в Рогевикском заливе, задуманного Петром Великим.

Несколько позже, в 1777 году, инженер-генерал барон Вейсман представил новый проект сооружения мола и гавани, потребовав на его осуществление 510127 рублей, 10000 человек рабочих и три года. Проект не был принят. В 1793 году инженер-полковник де Витт перестроил гавань, которая к этому времени разрушилась, сделав в ней две пристани для мелких судов.
Несомненно, крепостные оборонительные сооружения, гавани, адмиралтейская верфь, город были бы построены при соответствующем отношении царствующих преемников послепетровской эпохи к этому делу. Трудность была в строительстве защитного мола. Опыта по сооружению таких сложных морских гидротехнических сооружений Россия тогда не имела. Не было специалистов-гидротехников и соответствующей техники. Особенно осложнилось сооружение мола при выходе на глубины более 15 метров. Да и конструкция мола, выбранная Петром II, была неудачна. Ее уже в процессе постройки строителям пришлось изменять, хотя и без должного успеха. Это видно уже из размеров мола, которых он достиг к моменту прекращения работ. Ширина по верхней бровке мола достигла 21 метра вместо 4 метров, а высота - 6,4 метра вместо 2,1 метра.
Балтийский порт был забыт на длительное время, мол и постройки без присмотра и ремонта стали разрушаться и приходить в полную негодность. Постепенно исчез мол, образовав на своем месте большую отмель. Разрушились и первые постройки порта, особенно деревянные.

Поражение в Крымской войне заставило царское правительство пересмотреть свое военное строительство. Созданный в 1856 году особый комитет "для улучшения по военной части", разбирая вопрос "...где должны находиться первоклассные морские учреждения", признал необходимым создать новый опорный пункт базирования Балтийского флота. Тогда-то и вспомнили о достоинствах Балтийского порта, его выгодное стратегическое положение (почти у устья Финского залива), непродолжительное замерзание в зимнее время и наличие места для строительства верфей.
По предложению комитета, ревельский (Таллиннский) военный порт предлагалось упразднить, Свеаборг перевести в маневренную базу шхерной флотилии, а Балтийский порт превратить в базу основных сил флота.
Эти предложения комитета были утверждены правительством, а в 1857 году в Балтийском порту начались изыскания под руководством вице-адмирала Панфилова. В начале 1859 года комиссия представила разработанный ею проект всех сооружений Балтийского флота стоимостью 24 миллиона рублей. Однако в жизнь этот проект воплощен не был.

Следующие попытки строительства базы флота в Балтийском порту были предприняты последовательно в 1881 и 1889 годах, но в конце концов дело завершилось созданием военной базы в Либаве.

Последний раз до революции в России вернулись к мысли о строительстве Балтийского порта в 1907 году при создании крепости Петра Великого в районе Ревеля. В крепости Балтийского порта предполагалось создать мощную береговую оборону и маневренную базу Балтийского флота.
Еще раз к проекту Петра I вернулись в 1939 году. Тогда решено было в Балтийском порту (Палдиски) построить военно-морскую базу Балтийского флота по последнему слову науки и техники. Были произведены изыскания и даже началось строительство военных объектов, однако этому помешала начавшаяся в 1941 году война.
Сейчас в городе Палдиски о былом строительстве напоминают руины береговой крепости, каменная отмель, выходящая в залив, которая располагалась к северу от Северного порта, да железобетонные обломки подорванных объектов в крепостных рвах.

Фотоматериал к статье:

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) 5c7533c331det

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) 52d4570a6798t

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) 4aa8bb1ee4fdt

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) B85ba4951f3b

=================
Автор статьи: Tanjushka
Дата публикации: 06.02.2008


Последний раз редактировалось: Woodsman (Пт 27 Май 2016, 09:37), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Галинka
Упырёныш
Упырёныш



Кол-во сообщений : 13
Возраст : 62
Репутация : 0
Очки : 13
Регистрация : 2010-03-29

Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) Empty
СообщениеТема: Re: Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)   Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski) Icon_minitimeПн 12 Апр 2010, 21:19

повторение-мать учения.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)
» Видео: Палдиски 2010 - возвращение в Палдиски. 85 фото. Return to Paldiski
» 360° флеш-панорама Палдиски: перекресток Rae и Sadama, Paldiski Kaubamaja и городская ёлка. 22.12.2010г.
» 360° флеш-панорама Палдиски: мемориал погибшей подлодке «М-200» в Палдиски. 09.05.2011г.
» Видео: Палдиски 1985. День Флота в Палдиски. Исторические кадры.

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Палдиски - любимый город, хоть и маленький такой! :: Статьи и публикации-
Перейти:  
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 HotLog  MyCounter - Ваш счётчик
    .
Как создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения