Неизвестная Эстония - Палдиски (Paldiski)
В июле 2002 года исполнилось 284 года со дня основания знакомого любому жителю Эстонии города Палдиски. Он на 15 лет моложе Санкт-Петербурга, на 14 лет - Кронштадта, старше первых военно-морских баз России - на 66 лет Севастополя и на 75 лет Одессы. История города неразрывно связана с историей развития государства Российского и его военного флота на Балтийском море, чему он обязан своим рождением. Этим определяется его бывший, да и нынешний облик, его большая и славная биография.
Важное военно-стратегическое значение Палдиского залива одним из первых оценил Петр I, который решил построить в местечке Рогевик (в других источниках Рогервик - шведское название) "гавань воинских кораблей", и если бы не его смерть, то в устье Финского залива Россия получила бы мощную военно-морскую базу с крепостными и гидротехническими сооружениями, равных которым не было бы во всей Европе того времени.
Палдиски - русский вариант названия, которое трансформировалось от первого русского послешведского полного названия Балтийский порт. Немного длинновато - история слово "порт" подзабыла. А эстонское произношение "пальдиски" не прижилось в городе, где с момента его закладки уже слышалась, в основном, только русская речь. Так он и стал городом Палдиски, который расположился на берегу Палдиского залива в 46 км от Таллинна. До 1762 года залив назывался Рогевикским, что в переводе со шведского языка означает "залив ржаного острова".
Палдиский залив глубоко вдается в берег западнее полуострова Пакри. С запада залив ограничен островом Вяйке-Пакри (старое название Малый Рооге) и с юга обширным мелководьем, переходящим в пролив Курксе (место, уже вошедшее в трагическую новейшую историю). Глубины у входа в залив достигают 45 метров, а в самом заливе до 20 м. Длина залива около 13 км. Залив закрыт от всех ветров, кроме северных и северо-западных, и представляет собой безопасное и удобное для стоянки на якоре место в западной части южного берега Финского залива. В зимнее время залив замерзает крайне редко.
Оценивая положение русского государства, один из известных политиков конца XIX века в работе "Тайная дипломатия XVII века" писал: "Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны, Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов..."
Историческая необходимость иметь свободный выход к морям, от которого во многом зависело экономическое, политическое, культурное и военное развитие Российского государства, определило собой и главное содержание внешней политики царской России в начале XVIII века, направленной на выход России к морю.
В 1700 году Россия начала Северную войну, главной целью которой был выход России на побережье Балтийского моря. В этой борьбе за выход к морю необходим флот, поэтому в 1702 году Петр I приступил к строительству на Балтийском море регулярного флота.
Создание флота, наряду со строительством верфей и кораблей, подготовкой кадров и совершенствованием системы управления, потребовало создания и мест базирования военно-морских баз.
Первой главной базой русского флота в Финском заливе стал Петербург, который был основан в 1703 году в устье реки Невы. Для его защиты с моря в 1704 году на отмели острова Котлин была заложена земляная крепость Кроншлот, где впоследствии было начато строительство военно-морской базы Кронштадт (1723 г.).
В первые годы своего существования флот с ранней весны и до поздней осени стоял у Кроншлота, а с заморозками уходил в Петербург, в Кронверкскую гавань, где и зимовал.
Петр I понимал, что Петербургская и Кроншлотская гавани недостаточно удобны для базирования молодого флота и ведения наступательной морской войны. Они не позволяли флоту в полной мере свободно действовать в Балтийском море. Поэтому по мере занятия русскими войсками побережья Балтийского моря система базирования флота расширялась. Так, в 1710 году передовая база парусного флота была переведена в Ревель, а гребной флот стал последовательно базироваться: в 1710 году - в Выборге, в 1713 году - в Гельсингфорсе, в 1714 году - в Або (Финляндия).
Одновременно с занятием шведских морских баз русское командование начало поиски мест для баз флота в западной части Финского залива и на побережье открытого Балтийского моря. С этой целью с 1710 года по указу Петра I был начат осмотр берегов Финского и Рижского заливов, а также побережья открытого моря вплоть до Штеттина (Польша). Осмотр берегов проводили специально назначенные "доверенные люди".
Одним из этих людей был капитан-поручик Геслер (Гослер), которому Петр I поручил осмотреть и описать все бухты, расположенные на южном берегу Финского залива, берег и острова Рижского залива. Геслер на осмотр Финского и Рижского заливов потратил около трех месяцев (с 26 июня по 26 сентября 1711 года). Результаты этого осмотра были неутешительные. Кроме Рогевикского залива, Геслер не нашел на всем южном берегу Финского залива ни одной бухты, которая была бы пригодна для новой военной гавани. Да и Рогевикский залив, по его мнению, был не годен для гавани "...потому что в ней нельзя устроить по причине ширины бухты крепости, и флот поэтому не будет иметь никакой защиты от неприятеля со стороны моря..". И все же вот что Геслер написал царю о результатах своего осмотра: "Ехал из Ревеля подле берега до Шапсал (Хаапсалу) и никакой пристани не нашел, только Рогевик. Против той пристани два острова, называются Большой и Малый Рог, от берега три версты. А меж островом малый Рог и мысом Пакерорт (оконечность полуострова Пакри) проход есть корабельный глубиной воды десять сажен", и далее: "...можно от всякой погоды, а весною ото льда всяким судам сохраниться..".
На основании донесения Геслера Петр I остановился на Ревельской гавани как единственно удобной для обращения ее в военный порт, главным назначением которого было преградить доступ в Финский залив кораблям шведского флота и содействовать войскам русской армии в юго-западной части Эстонии. Для стоянки парусного флота было решено использовать Купеческую гавань города.
Однако гавань в Ревеле того времени при всех своих достоинствах имела ряд неудобств с точки зрения военного порта. Все эти неудобства заставили Петра I продолжить поиски другого места для военного порта. Главная цель этих поисков сводилась к тому, чтобы найти новое наиболее свободное ото льда место в отличие от Ревельской гавани, что позволило бы русскому флоту свободно плавать в Балтийском море почти круглый год.
В 1715 году Петр I впервые лично осмотрел берег к западу от Ревеля, в том числе и Рогевикский залив. Перед его изучением Петр побывал в Хаапсалу, где поначалу предполагал создать военный порт, но из-за мелководья залива и низких берегов отказался от этой мысли. А вот после тщательного осмотра Рогевикского (Палдиского) залива и его берегов он определил: "Быть гавани воинских кораблей". Произошло это 23 июля 1715 года.
Толчком к ускорению закладки нового военного порта послужило также печальное событие, которое произошло в 1717 году в Ревеле. Летом сильная буря повредила Ревельскую гавань и разбила два корабля - "Фортуну" и "Антоний". До этого события Петр I еще раз осматривал залив с моря и суши. Намереваясь основать новый порт в Рогевике, Петр I действовал очень осмотрительно, так как точных карт Финского и Рижского заливов в то время не было не только у русских, но и у шведов.
Рогевикский залив еще до Петра I оценили шведы, которые начали было строить здесь каменную дамбу от материка к острову Вяйке-Пакри и имели на материковом берегу залива небольшую крепость. Располагалась она в северной части современного города Палдиски. Называлось это место Шведской гаванью.
По мнению Петра I, в заливе могло поместиться сто судов, а хороший грунт и удобный выход из залива обеспечивали превосходную якорную стоянку. Оставалось только защитить гавань от сильных штормов и нападений неприятеля.
В 1718 году состоялась закладка мола гавани и береговой крепости. Произошло это в торжественной обстановке в присутствии Петра I и всего флота. Петр собственноручно бросил в море первый камень, положив тем самым основание новому порту. Приказал он также на обоих берегах залива обозначить направление защитного мола, построить для себя два дома: один на материке, другой на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри). А также отыскать пресную воду на материке и островах и начать возить лес к новому порту для постройки пристаней, казарм и мастерских.
После этих событий в Рогевик стали свозить из Лифляндии и Эстляндии строительные материалы (лес, кирпич, железо и прочее). Осенью 1719 года Петр I снова побывал в Рогевике, где проверил ход подготовительных работ. Он еще раз осмотрел залив, произвел промеры глубин и проверил качество пресной воды, найденной к тому времени на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри).
Понимая большую сложность и грандиозность задуманного дела, Петр I приступил к строительству основных сооружений военного порта в Рогевике после его основания в 1718 году не сразу. Не хотел начинать без тщательной подготовки и подробных изысканий. Кроме того, задуманному строительству сильно мешала война со Швецией. По этим причинам до середины 1723 года в Рогевике шли, в основном, подготовительные работы. Завозились строительные материалы, шла заготовка камня-плитняка, который добывался здесь же, в скалистых берегах залива, силами солдат и арестантов. Так из Финляндского корпуса прибыли 500 человек; из дивизии генерала князя Репнина - 600 полковых и тележных лошадей, а из Ревеля - несколько сотен арестантов и один батальон солдат. Началось строительство казарм, домов для офицеров и острогов. И лишь с августа 1721 года, после окончания Северной войны, Петр I вплотную занялся претворением в жизнь своего замысла - сооружения в Рогевике новой военной базы для Балтийского флота, несмотря на то, что при заключении Ништадтского мирного договора тем же августом шведской стороной было внесено предложение о том, чтобы Россия не учреждала военного порта в Рогевике. Но на то Петр и был Великим, чтобы принимать великие решения во благо России.
Осенью того же года Петр I собрал на заседание военной коллегии всех генералов и инженеров, бывших в то время в Петербурге. Перед участниками этого заседания выступил сам царь, который подробно объяснил достоинства задуманного им строительства новой военно-морской базы для Балтийского флота в Рогевике и остановился на основных недостатках Кронштадта. В заключение Петр I поставил перед участниками вопрос: "...полезно ли построить в Рогевике порт или нет?" После обстоятельного обсуждения предложенного царем проекта новой базы флота участники заседания единодушно ответили, что "...для сбережения флота и для того, чтобы неприятель не мог предупредить нас в военных действиях, проектированный Его Величеством порт построить необходимо". Для этого в Рогевике нужно было построить гавань для военных и купеческих (торговых) судов, адмиралтейскую верфь и город. Все эти сооружения прикрыть соответствующими военными сооружениями, а для защиты кораблей и судов, которые будут стоять в заливе, от сильных ветров и штормов построить в Рогевикском заливе два защитных мола - один между островом Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и материковым (Пакерортским) берегом с проходом для кораблей, а другой между островами Малый и Большой Рооге (Вяйке и Суур-Пакри).
В конце 1721 года для подробных изысканий, в том числе съемки планов и составления профилей будущих военных укреплений, были отправлены в Рогевик инженер-полковник Люберас и капитан-поручик Дейн, а для подробного исследования и промера глубин залива - капитан-поручик Ганс. Петр I, отправляя капитан-поручика Ганса, писал в своем указе: "Ехать тебе в Ревель и оттель в Роговик на почте купно с полковником Люберасом и вымерять с прилежанием всю гавань, от пункта нордного острова до 4-х сажень глубины, а особливо зюйдный конец острова, где быть гавани. Глубину чаще ставить на промер, на каждыя 15 или 10 сажень, и всю ту глубину на текень Люберасов для того, чтобы он сей берег по астролябии брал. И чтобы как возможно больше чертеж был, дабы возможно на оном гавань и фортификации поставить. И как исполните, немедленно сюда приезжайте оба. Петр".
По окончании изыскательских работ инженером Люберасом был составлен проект оборонительных укреплений в Рогевикском заливе, а на основании исследований капитан-поручика Ганса Петр I сам составил проект и чертеж защитного мола. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.
19 июля (по старому стилю) 1723 года в торжественной обстановке в присутствии кораблей Балтийского флота Петр I бросил первый камень защитного мола, приказав строить его по чертежу, составленному им. Тогда же он указал новые места расположения для купеческой (торговой) гавани, верфи, города и башни маяка. По этому указанию все эти сооружения, кроме маяка, решено было строить на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри). Главным начальником рогевикского строительства был назначен инженер-полковник Люберас. К этому времени в местечке уже было построено 68 казарм, 8 штаб-офицерских квартир, 6 ветряных мельниц, церковь и ряд других вспомогательных построек для нужд порта, а также две пристани для выгрузки судов, а на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) дворец для царя.
Кроме того, было заготовлено значительное количество леса, камня и других строительных материалов.
После отъезда Петра I сооружение нового порта пошло с большим размахом и довольно быстрыми темпами. Основной фронт строительных работ был развернут на материковом (Пакерортском) берегу, на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) шли в основном подготовительные работы - заготовка камня, строительство казарм и острогов. Уже к концу 1724 года в Рогевике дополнительно было построено: казенный двор, провиантский магазин с 10 амбарами, фуражный и материальный амбары, инструментальный магазин, а на мысе Пакри - каменная башня маяка.
Место для башни маяка Петр I выбрал сам: "...Сделать на показанном месте для маяка башню высотою от 4 до 5 саженей (прибл. 10,5 м)". В течение года шли подготовительные работы, а 24 июня 1723 года Люберас приступил к строительству маяка по своему проекту. Вел строительство подрядчик Таврин. Башню маяка построили довольно быстро - уже к 22 октября 1724 года. Таврин донес Петру I: "Строительство каменного маяка высотою в 6 саженей закончено". Остатки этой маячной башни на мысе Пакри сохранились до наших дней именно на том же месте. (Боюсь, чтобы после публикации этого очерка этот исторический объект не исчез с названного места в силу предполагаемых причин. - Прим. автора.) Датой основания маяка Пакри считают 22 октября 1724 года. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря.
С момента постройки маяк обслуживала военная команда, которая наверху башни жгла сигнальный костер. Для этого костра ежегодно заготавливалось более 300 куб. м дров. Заготовка и транспортировка такого количества дров была очень обременительным делом, поэтому коллегия при Адмиралтействе поспешила сдать маяк частным лицам.
Проследим судьбу маяка Пакри, чтобы к ней уже не возвращаться. В начале XIX века на башне маяка была установлена диоптрическая система, купленная во Франции. Диаметр осветительного аппарата был 2,66 метра. Аппарат представлял собой систему зеркал, в фокусе каждого из которых стояли масляные лампы. Система создавала большую силу света. Видимость его достигала почти 10 миль.
Сильная эрозия (изменение скалистой линии) берега мыса заставила в конце XIX века перенести маяк, для чего в 143 метрах от обрыва берега была построена новая башня маяка высотой 52 метра с новой оптической системой. Новый маяк был открыт 1 октября 1889 года...