Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.



 
Портал ХНФорумРегистрацияВход

 

 Статья о Палдиски с форума СВВМИУ

Перейти вниз 
АвторСообщение
Woodsman
Админ
Админ
Woodsman


Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

Статья о Палдиски с форума СВВМИУ Empty
СообщениеТема: Статья о Палдиски с форума СВВМИУ   Статья о Палдиски с форума СВВМИУ Icon_minitimeСр 26 Мар 2008, 06:47

Эта статья найдена на форуме СВВМИУ.ru
Всю копировать не стал, лишь выдержка, но основная её часть присутствует в неизмененном виде. Опущены лишь только некоторые слова и фотографии.
Некоторый материал, использованный в статье, взят с Paldiski.ru, а остальное - достаточно лыбопытно. Я, во всяком случае, много открыл для себя, чего не знал до сих пор. За что огромная благодарность автору за его труд.
Приятно осознавать, что наш маленький городок живет в памяти многих людей.
Насколько всё исторически корректно - судить не мне, не краевед, но материал интересный. Итак...


ОТКРЫВАЯ ЭТУ ТЕМУ я хотел бы рассказать о ПАЛДИСКИ немного подробнее .Этот город тесно связан с нашим прошлым начиная от зарождения РУССКОГО флота заканчивая известными событиями нашего времени...
Регион: Харьюмаа
Мэр: Каупо Каллас
Первое упоминание: XVII век
Прежние имена: Рогервик/Rågervik, Балтийский порт
Геогр. координаты: 59°21′ с. ш. 24°03′ в. д. (G)
Площадь: 60,17 км²
Население 4 224 чел. (2004)

Часовой пояс: UTC+2
Палдиски (эст. Paldiski, от русск. Балтийский) — город в Эстонии, порт на берегу Финского залива.

Железнодорожная станция.
Население
4,2 тыс. жителей (2004); после распада СССР и отъезда сотрудников стратегических предприятий население города сократилось почти вдвое (8,1 тыс. в 1991).
Экономика
Морские грузоперевозки (наличие двх портов), деревозаготовки(лесокомбинат)

История
С 14 века на полуострове жили шведские поселенцы и была построена небольшая крепость.

23 июля 1718 году в заливе Пакри Петр I лично основал военный порт при котором возникло поселение. С 1723 официально назывался Рогервик (швед. Rågervik, в 1762-1922 - Балтийский Порт, в дальнейшем Палдиски.

Строительство порта и крепости проходило в период 1716 - 1726 годов, после смерти Петра было приостановлено. На полуострове Пакри и на острове Малый Рооге для Петра I был построен дом. Остатки Петровской крепости и доков видны и сейчас и поражают воображение своими размерами. Петр I сам составил проект и чертеж защитного мола. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.

22 октября 1724 года построен маяк Пакри. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря.

В 1728 году была сооружена деревянная церковь

в 1762 широкомасштабное строительство возобновлено Екатериной II, Руководителем работ назначен генерал-фельдмаршал граф Миних. 20 августа 1762 года город Рогервик переименован в Балтийский Порт. В июле 1764 года город посетила Екатерина II. 18 ноября 1768 года на докладе Сената о судьбе порта Екатерина II приказала работы по достройке остановить, сконцентрировав все усилия на постройке Кронштадта.

В 1775 году в Палдиски был сослан вместе с отцом Юлаем Азналиным и 29 ноября 1775 прибыл участник пугачевского восстания, башкирский национальный герой, Салават Юлаев. Он умер во время каторги 26 сентября 1800 года и похоронен в Палдиски. На территории городского парка ему установлен памятник.

В 1787 году Балтийский Порт получил статус уездного города.

В 1784 – 1787 годах по проекту архитектора Иоганна Мора была сооружена каменная Георгиевская церковь. В конце XIX века ее перестроили по проекту архитектора Эдельсона.

В 1870 году до города построили Балтийскую железную дорогу Балтийский Порт - Ревель - Санкт-Петербург.

В 1876 г. в Палдиски было открыто мореходное училище, которое впоследствии получило собственное здание. Первым руководителем мореходного училища в Палдиски был А. Фельдхун, выпускник Рижского мореходного училища. В училище за 1876-1897 гг. было 1876-1897 гг. 463 учащихся. В нем был самый высокий уровень преподавания из всех мореходных училищ находившихся на территории Эстляндской губернии, училище окончили 68 процентов учащихся.[1]

В июне 1912 года, в гавани Балтийского порта состоялась встреча Императора Николая II и кайзера Вильгельма II приплывших на яхтах "Штандарт" и "Гогенцоллерн".

В период Первой Мировой Войны город стал ареной военных действий. В 2 часа 30 минут 11 ноября 1916 года немецкие эсминцы Х германской флотилии в течение получаса обстреливала из орудий Балтийский порт. По портовым сооружениям, а потом по городу было выпущено 162 фугасных и шрапнельных снаряда. Повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей.

В 1922 году в период первой эстонской республики городу дали новое имя Палдиски.

В октябре 1939 года Советский Союз по соглашению с эстонским правительством на правах аренды разместил в Палдиски военную базу. К началу Великой Отечественной Войны на полуострове Пакри и островах были установлены батареи береговой обороны. Порт использовался для размещения военных кораблей. Был построен военный аэродром.

В период Великой Отечественной Войны стал одним из мест эвакуации советского флота из Рижского залива. Занят немецкими войсками 28 августа 1941 года. Во время немецкой оккупации на полуострове находилась военно-морская база и существовала школа немецкой разведки [2] Освобожден 24 сентября 1944 года.

Осенью 1956 года произошла гибель экипажа подводной лодки М-200.

В 1964 году город стал центром подготовки экипажей атомных подводных лодок (в/ч 56190).

В городе были размещены база подводных лодок (подплав), учебный атомный реактор, стоянка торпедных катеров и малых ракетных кораблей, погранзастава, штаб погранотряда, рота военных строителей, ракетное подразделение ПВО и дисциплинарный батальон Балтийского флота, госпиталь и поликлиника.

Учебный центр в Палдиски обладал двумя действующими реакторами подводных лодок первого и второго поколений, а также уникальным тренажером для подготовки экипажей атомных подводных лодок.

Территория полуострова Пакри, на котором расположен город, была огорожена колючей проволокой и являлось закрытой особо охраняемой зоной. Город был последним объектом расположения Российских вооруженных сил в Эстонии.

26 сентября 1995 года был закончен вывод Российской армии и подписан акт о передаче ядерного объекта в Палдиски Эстонии. Российская армия перед сдачей извлекла из реакторов топливные стержни, реакторы были заключены в специальные бетонные саркофаги.

Достопримечательности
У северо-западного побережья полуострова Пакри располагалось поместье графа Воронцова.

Знаменитые Люди
В Балтийском Порту служил поэт Афанасий Афанасьевич Фет,
В Палдиски жил и работал скульптор Амандус Адамсон (31.10(12.11).1855, - 26.6.1929, Палдиски), автор памятника Затопленным кораблям, Севастополь, памятника Русалка, Таллин.
В 1921 году в Палдиски был английский детский писатель Артур Рэнсом. Здесь он держал свою яхту "Racundra" и снимал комнату.
это флаг, герб города палдиски и старинная гравюра где можно различить также оригинальный герб палдиски...А флаг похож на "РЦЫ" тк палдиски был всегда на дежурстве

Статья о Палдиски с форума СВВМИУ Paldiski_flag
Статья о Палдиски с форума СВВМИУ Paldiski_coatofarms
Статья о Палдиски с форума СВВМИУ 6270150


Продолжение в следующем сообшении...
Вернуться к началу Перейти вниз
Woodsman
Админ
Админ
Woodsman


Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

Статья о Палдиски с форума СВВМИУ Empty
СообщениеТема: продолжение...   Статья о Палдиски с форума СВВМИУ Icon_minitimeСр 26 Мар 2008, 06:48

ЕЩЁ НЕМНОГО ИСТОРИИ:
Понимая большую сложность и грандиозность задуманного дела, Петр I приступил к строительству основных сооружений военного порта в Рогевике после его основания в 1718 году не сразу. Не хотел начинать без тщательной подготовки и подробных изысканий. Кроме того, задуманному строительству сильно мешала война со Швецией. По этим причинам до середины 1723 года в Рогевике шли, в основном, подготовительные работы. Завозились строительные материалы, шла заготовка камня-плитняка, который добывался здесь же, в скалистых берегах залива, силами солдат и арестантов. Так из Финляндского корпуса прибыли 500 человек; из дивизии генерала князя Репнина – 600 полковых и тележных лошадей, а из Ревеля – несколько сотен арестантов и один батальон солдат. Началось строительство казарм, домов для офицеров и острогов. И лишь с августа 1721 года, после окончания Северной войны, Петр I вплотную занялся претворением в жизнь своего замысла – сооружения в Рогевике новой военной базы для Балтийского флота, несмотря на то, что при заключении Ништадтского мирного договора тем же августом шведской стороной было внесено предложение о том, чтобы Россия не учреждала военного порта в Рогевике. Но на то Петр и был Великим, чтобы принимать великие решения во благо России.

ДАЛЕЕ НА ПОСЛЕДУЮЩИХ ФОТО ОСТАТКИ РАВЕЛИНОВ ПАЛДИСКОЙ КРЕПОСТИ Осенью того же года Петр I собрал на заседание военной коллегии всех генералов и инженеров, бывших в то время в Петербурге. Перед участниками этого заседания выступил сам царь, который подробно объяснил достоинства задуманного им строительства новой военно-морской базы для Балтийского флота в Рогевике и остановился на основных недостатках Кронштадта. В заключение Петр I поставил перед участниками вопрос: «...полезно ли построить в Рогевике порт или нет?» После обстоятельного обсуждения предложенного царем проекта новой базы флота участники заседания единодушно ответили, что «...для сбережения флота и для того, чтобы неприятель не мог предупредить нас в военных действиях, проектированный Его Величеством порт построить необходимо». Для этого в Рогевике нужно было построить гавань для военных и купеческих (торговых) судов, адмиралтейскую верфь и город. Все эти сооружения прикрыть соответствующими военными сооружениями, а для защиты кораблей и судов, которые будут стоять в заливе, от сильных ветров и штормов построить в Рогевикском заливе два защитных мола – один между островом Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и материковым (Пакерортским) берегом с проходом для кораблей, а другой между островами Малый и Большой Рооге (Вяйке и Суур-Пакри).

В конце 1721 года для подробных изысканий, в том числе съемки планов и составления профилей будущих военных укреплений, были отправлены в Рогевик инженер-полковник Люберас и капитан-поручик Дейн, а для подробного исследования и промера глубин залива – капитан-поручик Ганс. Петр I, отправляя капитан-поручика Ганса, писал в своем указе: «Ехать тебе в Ревель и оттель в Роговик на почте купно с полковником Люберасом и вымерять с прилежанием всю гавань, от пункта нордного острова до 4-х сажень глубины, а особливо зюйдный конец острова, где быть гавани. Глубину чаще ставить на промер, на каждыя 15 или 10 сажень, и всю ту глубину на текень Люберасов для того, чтобы он сей берег по астролябии брал. И чтобы как возможно больше чертеж был, дабы возможно на оном гавань и фортификации поставить. И как исполните, немедленно сюда приезжайте оба. Петр.»
По окончании изыскательских работ инженером Люберасом был составлен проект оборонительных укреплений в Рогевикском заливе, а на основании исследований капитан-поручика Ганса Петр I сам составил проект и чертеж защитного мола. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.
19 июля (по старому стилю) 1723 года в торжественной обстановке в присутствии кораблей Балтийского флота Петр I бросил первый камень защитного мола, приказав строить его по чертежу, составленному им. Тогда же он указал новые места расположения для купеческой (торговой) гавани, верфи, города и башни маяка. По этому указанию все эти сооружения, кроме маяка, решено было строить на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри). Главным начальником рогевикского строительства был назначен инженер-полковник Люберас. К этому времени в местечке уже было построено 68 казарм, 8 штаб-офицерских квартир, 6 ветряных мельниц, церковь и ряд других вспомогательных построек для нужд порта, а также две пристани для выгрузки судов, а на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) дворец для царя.

Кроме того, было заготовлено значительное количество леса, камня и других строительных материалов.

После отъезда Петра I сооружение нового порта пошло с большим размахом и довольно быстрыми темпами. Основной фронт строительных работ был развернут на материковом (Пакерортском) берегу, на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) шли в основном подготовительные работы – заготовка камня, строительство казарм и острогов. Уже к концу 1724 года в Рогевике дополнительно было построено: казенный двор, провиантский магазин с 10 амбарами, фуражный и материальный амбары, инструментальный магазин, а на мысе Пакри – каменная башня маяка.

Место для башни маяка Петр I выбрал сам: «...Сделать на показанном месте для маяка башню высотою от 4 до 5 саженей (прибл. 10,5 м)». В течение года шли подготовительные работы, а 24 июня 1723 года Люберас приступил к строительству маяка по своему проекту. Вел строительство подрядчик Таврин. Башню маяка построили довольно быстро – уже к 22 октября 1724 года. Таврин донес Петру I: «Строительство каменного маяка высотою в 6 саженей закончено». Остатки этой маячной башни на мысе Пакри сохранились до наших дней именно на том же месте. (Боюсь, чтобы после публикации этого очерка этот исторический объект не исчез с названного места в силу предполагаемых причин. – Прим. автора.) Датой основания маяка Пакри считают 22 октября 1724 года. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря.

Рукотворный ров, выбитый каторжанами.
С момента постройки маяк обслуживала военная команда, которая наверху башни жгла сигнальный костер. Для этого костра ежегодно заготавливалось более 300 куб. м дров. Заготовка и транспортировка такого количества дров была очень обременительным делом, поэтому коллегия при Адмиралтействе поспешила сдать маяк частным лицам.

Проследим судьбу маяка Пакри, чтобы к ней уже не возвращаться. В начале XIX века на башне маяка была установлена диоптрическая система, купленная во Франции. Диаметр осветительного аппарата был 2,66 метра. Аппарат представлял собой систему зеркал, в фокусе каждого из которых стояли масляные лампы. Система создавала большую силу света. Видимость его достигала почти 10 миль.

Сильная эрозия (изменение скалистой линии) берега мыса заставила в конце XIX века перенести маяк, для чего в 143 метрах от обрыва берега была построена новая башня маяка высотой 52 метра с новой оптической системой. Новый маяк был открыт 1 октября 1889 года.

Во Вторую мировую войну все служебные и жилые постройки маяка были разрушены фашистскими войсками. Они же уничтожили оптическую систему и штормовые стекла башни.

В 1952 году маяк был восстановлен, оснащен новой оптической системой, которая обеспечила видимость его света до 20 миль (37 километров).

План крепостных оград, мола и гаваней в Рогевике.
В XVIII веке маяк назывался Рогевикским, затем несколько лет Пакерортским, в 1762 году его переименовали в Балтийский, в начале XIX века опять переименовали в Пакерортский, а в 1920 году он окончательно получил современное название – маяк Пакри.

Но вернемся к событиям начала строительства Балтийского порта (1724 г.). Успешно продолжалось возведение бастионов материковых крепостей, шла отсыпка защитного мола, который уже имел в длину 136 саженей (289 метров) при ширине 5 метров и высоте 21 метр.

К сожалению, это продолжалось недолго. После смерти Петра I (28 января по старому стилю) 1725 года работы в Рогевике хотя и продолжались, но уже без прежнего размаха и скорости, а в 1726 году они почти прекратились. Объясняется это тем, что после смерти Петра I правящие круги России резко ослабили внимание к флоту. Это был период дворцовых переворотов и борьбы за власть дворянских группировок. Засилье иностранцев все более проявлялось не только в государственном аппарате, но и в Адмиралтейств-коллегии. В результате Россия начала утрачивать свое положение сильной морской державы. Флот стал приходить в упадок: корабли старели, а новые почти не строились; военные порты не ремонтировались. Деньги, выделяемые на нужды флота, расходовались на другие цели. Лишь за 4 года после смерти Петра I флот недополучил свыше 1,5 миллиона рублей. Адмиралтейств-коллегия часто просто не имела средств на самые неотложные расходы, даже материальное обеспечение личного состава флота. Выдача денежного довольствия и вещевого снабжения систематически задерживалась. Рядовой состав не получал обмундирования по нескольку лет.

«Многие матросы, – говорилось в одном из документов того времени, – не имели мундира, а иные даже рубашек, были наги и босы».

Все это в полной мере коснулось и строителей Рогевика. Так, начальник работ рогевикского порта инженер-полковник Люберас доносил в Петербург, что солдаты, распущенные по своим гарнизонам, не были заменены другими, а арестантов осталось только 450 человек. Заготовленный камень (4892 куб. саженей) от долговременного лежания приходит в негодность. Кроме того, люди, находящиеся на рогевикских работах, не получали жалованья за целый год и терпят во всем крайнюю нужду. На это донесение Адмиралтейств-коллегия потребовала от Любераса сообщить, какие постройки повелел ему Петр I произвести, что именно сделано и что еще осталось сделать. Очевидно, Люберас, видя такое отношение к строительству, не стал особенно усердствовать и составлял это донесение целых 4 года, отправив его в Петербург лишь в 1730 году. В 1731 году Люберас получил новое назначение в был определен директором постройки Кронштадтского канала и других сооружений. В этом же году Люберас уехал из Рогевика, хотя и оставался ответственным за его строительство. Однако Люберас уже мало им интересовался и больше в городке не был. Работы после его отъезда в Рогевике прекратились на долгие 15 лет. Лишь из-за угрозы войны в эти годы в местечке было построено 5 деревянных батарей: две на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и три на материковом берегу. Все, что было построено без должного присмотра и своевременного ремонта, постепенно стало разрушаться и приходить в полную негодность.

К тому же строительный материал, заготовленный в местечке для порта в 1745 году, стали вывозить в Кронштадт для строящегося там дока и других сооружений. К этому следует добавить и то, что начальниками работ в Рогевике после отъезда Любераса назначались малокомпетентные люди, далекие от инженерного дела, а со стороны Любераса контроля за состоянием дел в Рогевике не было.

В 1725 году после смерти Любераса ответственным строителем рогевикских работ был назначен отставной генерал-лейтенант фон Брадке. Подробно ознакомившись с состоянием дел на строительстве, он в 1753 году составил проект дальнейшей постройки порта и подал его в Адмиралтейств-коллегию, которая после рассмотрения отослала его, в свою очередь, в комиссию о Ладожском канале! Эта комиссия, рассмотрев проект фон Брадке, приняла довольно странное решение: приказала ему строить защитный мол на одном уровне с поверхностью воды, чтобы сильным волнением не разбило его вершину. При фон Брадке строительство мола стало быстро продвигаться вперед, однако его отсыпка шла с большими отклонениями от технических требований и не отличалась большой прочностью. Это приводило к тому, что сильные ветры и штормы сводили на нет многомесячную работу людей.

Многократные обращения весьма деятельного фон Брадке в Адмиралтейств-коллегию приносили положительные решения Сената: «...несоизволено ли будет начатые Петром Великим Рогевикския работы возобновить, понеже оныя оканчивать весьма нужно».

В 1756 году императрица Елизавета Петровна посетила Рогевик и признала «несомненную пользу для государства, если предприятие, начатое Великим Ея родителем, приведено будет к концу». Было еще много «высочайших» указаний, но все они тонули в бюрократической переписке государственных учреждений. В 1760 году умер фон Брадке, и на его место был назначен генерал-майор Шиллинг, однако при новом начальнике работы не продвинулись из-за отсутствия средств на строительство.

В 1761 году пришедший к власти Петр III приказал продолжить работы силами наемных людей, а арестантов отправить в Нерчинск.

Однако пришедшая в 1762 году к власти Екатерина II отменила этот указ. В этом же году директором рогевикских работ был назначен генерал-фельдмаршал граф Миних (ему в то время было уже 79 лет), которому Екатериной II было указано: «...дабы вашим старением сие славное дело окончить».

Осмотрев работы, Миних приказал продолжить отсыпку мола, восстановить дворец Петра I, построить новые казармы и каменную церковь. Дворец Петра I многократно перестраивался и не был закончен из-за отсутствия средств.

Фундамент дворца находится напротив нынешнего здания мэрии города. Стены были снесены в конце 50-х годов прошлого века. В детстве имел удовольствие облазить весь, в т.ч. и подвалы, которые сейчас только присыпаны землей.

В том же 1762 году по именному указу Екатерины II от 20 августа Рогевик был переименовал в Балтийский порт.
Статья о Палдиски с форума СВВМИУ 6270379

на фото остатки рукотворного рва рыли каторжане вместе с небезизвестным Салаватом Юлаевым и план дамбы между островом и полуостровом с проходными воротами строительство которой так и не было закончено но нашло своё отражение в гербе города...

ЭТО БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ РАССКАЗ О ГОРОДЕ ПАЛДИСКИ , ГОРОДЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ГОРОДЕ МОЕЙ ЮНОСТИ...

=====================
Ссылка на страницу полной статьи: форум СВВМИУ.ru
Автор: valery konchakov
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Статья о Палдиски с форума СВВМИУ
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Статья о Палдиски
» На юбилее города Палдиски горожан угощали тортом (статья газеты "Postimees")
» Видео: Палдиски 2010 - возвращение в Палдиски. 85 фото. Return to Paldiski
» 360° флеш-панорама Палдиски: мемориал погибшей подлодке «М-200» в Палдиски. 09.05.2011г.
» Видео: Палдиски 1985. День Флота в Палдиски. Исторические кадры.

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Палдиски - любимый город, хоть и маленький такой! :: Статьи и публикации-
Перейти:  
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 HotLog  MyCounter - Ваш счётчик
    .
Как создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения