Портал ХНФорумЧаВоРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Загадка «индийского проекта»

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Woodsman
Админ
Админ
avatar

Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

СообщениеТема: Загадка «индийского проекта»   Пн 29 Сен 2008, 21:25

Совершенно случайно натолкнулся на ещё один очень любопытный документ.
Все благодарности поисковой системе Live Search, сайту Талион Клуб
и непосредственно автору: Дмитрий КОПЕЛЕВ
Материал заинтересовал не только потому, что люблю историю, а особо - всё, что связанно с временами Петра I, но и потому, что в документе встречается упоминание о Палдиски. Хоть и весьма поверхностное, но, как известно - история по крупицам и собирается. Потому и заинтересовался этим вдвойне. Насколько это всё исторически объективно, судить не мне, не историк, но интересен уже и сам факт существования такого документа.
Чем, с удовольствием, делюсь и с Вами. sunny

Материал содержит 2 языковых варианта: Английский и Русский. Желающие ознакомиться с оригиналом, могут скачать его в PDF-формате по этой ссылке
Ниже предлагаю только русский его вариант...

_________________


Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Woodsman
Админ
Админ
avatar

Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

СообщениеТема: Re: Загадка «индийского проекта»   Пн 29 Сен 2008, 21:30

Загадка «индийского проекта»




Петр I.
Портрет работы Карела де Моора.
1717 год.


Зимой 1812 года в Париже вышла в свет книга Шарля Луи Лезюра с многообещающим заглавием «О возрастании русского могущества с самого начала его и до XIX века».
Французский публицист и сотрудник Министерства иностранных дел представил европейскому обществу невероятные подробности замыслов русского императора Петра I о мировом господстве.

Лезюр утверждал, что Петр Великий составил секретный геополитический план, суть которого состояла в следующем. Русское правительство, сея распри между мировыми державами и «поддерживая русский народ в состоянии непрерывной войны», намеревалось добиться гегемонии в Европе, а затем, захватив Константинополь, развивать свои устремления через Персидский залив на Индию.
Разумеется, эта публикация преследовала конкретную политическую цель — накануне вторжения Наполеона «изобличить» агрессивность и экспансионистские замыслы Московии.
Подлинник петровского плана, если он действительно существовал, не найден и по сей день. А сведения о его содержании, обнародованные Лезюром, стали известны в Версале еще в 1757 году от знаменитого шевалье д’Эон де Бомона, тайного агента французского двора. Этот опытный юрист и храбрый солдат, выполнявший секретные поручения короля Людовика XV, был одним из самых авантюрных мистификаторов века Просвещения. Ему удавалось многие годы искусно выдавать себя за женщину, он даже состоял «чтицей» при самой императрице Елизавете Петровне.


Кавалер д’Эон в мужском костюме.
Портрет работы неизвестного художника.
XVIII век.



Девица де Бомон — таким именем
представлялся шевалье д’Эон,
переодевшись в женский наряд.
С портрета работы Анжелики Кауфман
.


В Петербург д’Эон наведывался трижды. Во время одного из своих приездов он якобы проник в тайный архив царского дворца, где ему и удалось прочитать документ, который можно было бы считать геополитическим завещанием Петра Великого. Что это — вымысел авантюриста или необычайная удача ловкого шпиона? Прямого ответа пока нет. Но есть в архивных материалах богатой событиями истории петровского времени эпизод, который свидетельствует об осведомленности д’Эона о некоторых секретах российских государей.




Безумная спешка в Рогервике

Прорубив окно в Европу и добившись господства российского флота на Балтике, Петр I не собирался останавливаться на достигнутом. В мечтах он уже представлял, как русские корабли бороздят океанские просторы, прокладывая пути в Индию, Китай и Америку за их сказочными богатствами. Снаряжались экспедиции в Сибирь — разведывать золотые россыпи на Иртыше, нащупывать пути из устья Оби в Японию и Индию. Российские дипломаты были посланы в Испанию, владевшую ключами к золоту Америки, собирали сведения об алжирских корсарах, голландских китобойных флотилиях, о французских военных портах и английских колониях в Вест-Индии.
Для выхода на океанский простор был необходим новый порт, продвинутый в Балтику. Внимание Петра привлек небольшой залив южнее Ревеля, защищенный неприступными скальными утесами и не замерзающий зимой. Здесь Петр I задумал возвести мощную каменную цитадель. Летом 1723 года в Рогервике (ныне — эстонский порт Палдиски) развернулись масштабные работы.


Изображение порта Рогервик на карте второй половины XVIII века.
Отсюда корабли весной могли выходить в море раньше, чем из
Ревеля и Кронштадта, а зимой возвращаться позднее.


А в декабре в Рогервик въехал следовавший из Санкт-Петербурга большой санный обоз. Сопровождавший его Адмиралтейской коллегии капитан-лейтенант Иван Козлов явился на квартиру руководившего строительством порта полковника Евгения Маврина. Козлов представил полковнику, не называя имени, прибывшего с ним господина, одетого в черный камзол без офицерских галунов, как важную персону, которую следует поселить «тайно в особливых покоях». А через три дня в гавани встали на якорь фрегаты «Декронделивде» и «Амстердам-Галей», пришедшие из Ревеля. Вечером в капитанской каюте «Декронделивде» состоялось совещание, на котором присутствовали Козлов, таинственный незнакомец и капитаны обоих фрегатов Данило Мясной и Джеймс Лоренс. Козлов объявил капитанам, что они поступают в распоряжение незнакомца, приказы которого надобно выполнять без промедления и спешно готовить корабли к выходу в море.
Никто не знал, куда им предстояло отправиться. Время для плавания было самое неподходящее — на Балтике гуляли шторма. Путешествие явно замышлялось опасное и дальнее: грузили нужные для абордажного боя сходни и крючья, заготавливали продовольствие на несколько месяцев. Все происходило в безумной спешке. Офицеры кораблей отчетливо видели погрешности подготовки к плаванию, о чем капитаны доносили своему таинственному начальнику, который и сам все понимал. Однако над всеми довлела чья-то высшая воля, для которой опасения участников плавания, по-видимому, не имели решающего значения. И в пятницу 20 декабря в 6 часов утра фрегаты подняли якоря и вышли в открытое море. Но куда? Ответить на этот вопрос мог только руководитель экспедиции — загадочный незнакомец, который за это время не сказал ни единого слова о цели похода.


Человек в черном

Лишь несколько самых приближенных царя Петра знали о миссии направленного в Рогервик «человека в черном». Это был вице-адмирал русского флота Даниил Якоб Вильстер. Родился он в 1669 году в Копенгагене, там же окончил Королевское мореходное училище, а свои первые плавания совершил в Вест-Индию и Ост-Индию, после чего воевал на голландском, датском и шведском флотах. С юных лет он подавал большие надежды, неуклонно повышался в чинах. Вот только характер у Вильстера был тяжелый. Он часто впутывался в сомнительные истории и не всегда ладил с законом. В 1712 году за просчеты при ведении боевых действий против шведов датский военный трибунал приговорил его, уже контр-адмирала, к тюремному заключению. Это наказание было впоследствии заменено отставкой, но он перешел на сторону своих бывших противников и, воюя теперь против датчан, в одном из сражений потерял ногу, а за храбрость в бою был произведен в вице-адмиралы. Многое в жизни этого человека окутано завесой тайны.
Вильстер, словно вечный скиталец, кочевал из страны в страну, и корабли, которыми он командовал, выходили в море под разными флагами. В 1721 году о прибыл в Петербург, на свое последнее место службы. В России карьера вице-адмирала складывалась успешнее. Он часто встречался с царем Петром и не раз вел с ним доверительные беседы. Он-то, видимо, и рассказал императору об одной тайной странице шведской дипломатии.




Петр I полагал, что суверенный правитель Мадагаскара — некий король. Облеченный полномочиями посланника, Вильстер должен был «оного короля склонить к езде в Россию, ежели зимой, то в Колу, понеже там никогда не мерзнет, а ежели летом, то в Архангелгородский порт».


«Русский фрегат XVIII века»
С картины В. Стуковкина.



Индия и ее богатства издревле будоражили воображение европейцев.
На миниатюре середины XVII века изображена триумфальная
процессия правителя Голконды Абдаллы Кутбшаха.


Реального правителя, некоего монарха, каким его представляли в кабинетах Петербурга, на Мадагаскаре не существовало. Все решало пиратское большинство, и оно было озабочено исключительно дележом добычи. Какие уж тут дипломатические церемониалы!


Эдвард Энглунд (Инглэнд) и Генри Эвери —
одни из самых прославленных пиратских капитанов,
чьи корабли базировались на острове Мадагаскар.
Об их «подвигах» и сокровищах ходило множество легенд.
С гравюр XVIII века.


Продолжение следует...

_________________


Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Woodsman
Админ
Админ
avatar

Кол-во сообщений : 4371
Город : Палдиски
Репутация : 18
Очки : 1383
Регистрация : 2008-02-08

СообщениеТема: Re: Загадка «индийского проекта»   Пн 29 Сен 2008, 21:37

Посланцы из южных морей


Карл XII не успел осуществить свой «мадагаскарский план».
Портрет работы И.-Х. Ведекиндта. Начало XVIII века.

Оказывается, в самый разгар Северной войны Карл XII вел переговоры с прибывшими с Мадагаскара посланцами пиратов. У морских разбойников к тому времени появились серьезные основания для тревоги за свое благополучие и саму жизнь. Морские державы объявили пиратам войну, и в Вест-Индии, на Багамских островах и у побережья Северной Америки безжалостная охота на них шла уже несколько лет. Теснимые со всех сторон и осевшие на Мадагаскаре пираты решили «легализоваться», приняв подданство одной из держав. В первую очередь они
рассчитывали на поддержку Швеции, Дании и Османской империи. В 1713 году к секретарю шведского посольства в Ганновере явились два человека из южных морей. Свое желание принять покровительство шведской короны пиратские эмиссары обосновали весьма оригинально, но логично: «Шведов среди нас очень мало, но мы никогда не нападали ни на один шведский корабль».
Карл XII понимал, что прекрасные гавани Мадагаскара могут стать хорошими военными базами, к тому же пираты обещали передать королю часть накопленных сокровищ. И в 1718 году король снарядил в Индийский океан экспедицию, однако добраться до Мадагаскара ей не удалось. Спустя четыре года, уже после гибели короля, его преемница, королева Ульрика-Элеонора, направила на Мадагаскар вторую эскадру. Ее возглавил генерал-адъютант командор Карл Густав Ульрих. Добравшись до испанского Кадиса, Ульрих бросил якорь и стал ждать представителей пиратов, но они так и не появились, а на кораблях начался мятеж. Ульриху пришлось вернуться в Швецию, где он был обвинен в провале всей операции, отдан под суд и едва избежал смертной казни.


«Ульрика-Элеонора Младшая и ее супруг король Швеции Фредерик I».
С портрета работы Георга Энгельхарда Шредера. 1733 год.


Трудно сказать, откуда Вильстеру были известны эти сведения. Шведы могли обращаться к нему за консультациями, зная, что он плавал в Индийском океане. К тому же он близко знал нескольких шведских офицеров, участвовавших в экспедиции Ульриха. Как бы то ни было, очень вероятно, что рассказ Вильстера мог подтолкнуть Петра I к тому, чтобы начать свою игру в Индийском океане, а выбор лучшего исполнителя очевиден.


Первые неудачи

Корабли для этого вояжа замаскировали под торговые суда. Им предписывалось плыть без вымпелов и «от всех церемоний (как в здешнем море, так и в большом) удаляться». Ни один член экипажа, разумеется, не знал, что у флагмана на руках личное послание Петра I. Вильстер, в свою очередь, не подозревал о запечатанных конвертах с секретными распоряжениями, лежавших в каютах командиров кораблей, — вскрыть их они могли только при выходе в Атлантический океан, дабы удостовериться, что Вильстер правильно указал предписанный ему из Петербурга курс.
Маршрут плавания пролегал в стороне от оживленных морских трасс. Во встречные гавани заходить разрешалось только в случае поломки, но производить ремонт следовало в кратчайшие сроки, чтобы, не теряя времени, идти дальше. Прибыв к месту назначения в район пиратской базы на острове Сент-Мари у Мадагаскара, Вильстер мог поднять российский флаг и представить свои верительные грамоты некоей «высокомудрой особе» — «королю Мадагаскарскому», как его именовала инструкция Петра.
Замысел русского царя не исчерпывался возможной «протекцией» пиратам Мадагаскара — Вильстеру следовало плыть дальше, в Индию. Данная ему инструкция гласила: «...явитесь там Великомочному Моголу и всякими мерами старайтесь его склонить, чтоб с Россиею позволил производить коммерцию, и иметь с ним договор, которые товары потребны в Россию, так-же и какие в его областях товары из России надобны суть». В случае успеха предприятия пиратским заливам Мадагаскара отводилась роль отправной базовой стоянки России на торговых путях в Индию.
Однако плавание оказалось недолгим. На рассвете 20 декабря фрегаты вышли из Рогервика и уже через несколько часов на границе Финского залива попали в сильнейший шторм. Флагманский «Амстердам-Галей» дал сильную течь. Помпы едва успевали откачивать воду, корабль чудом не пошел ко дну. Спасла близость берега, пробоину кое-как залатали, но о продолжении похода не могло быть и речи. Пришлось повернуть в Ревель и встать на ремонт.

До лучших времен

Из Петербурга в адрес ревельских властей и командиров экспедиции полетели требования ускорить дело, угрозы о строгой ответственности за «нерадение» и предупреждения о «жестоком гневе» вспыльчивого государя. И все же кораблям так и не пришлось выйти в море: 21 января случилась новая беда — при перегрузке якоря «Амстердам-Галей» опасно накренился, в открытые пушечные порты хлынула вода, и корабль затонул. Из Петербурга поступило распоряжение главному командиру Ревельского порта готовить новые суда и отправить их в море «как возможно наискорее, понеже медленность их ни на ком ином так жестоко не взыщется как на вас». Было приказано обшить днища фрегатов коровьими шкурами для предохранения в южных морях от моллюсков. Но шкур на ревельских складах не нашлось, как не нашлось и нужного количества сосновых досок, гвоздей и даже подвод.


Вид города Ревеля.
Иллюстрация из книги Адама Олеария
«Описание путешествия в Московию и
через Московию в Персию и обратно».
1647 год.

Потянулась переписка о поставках. Все висело на волоске, в том числе и судьбы руководителей. Брань, взаимные упреки, угрозы ареста сыпались как из рога изобилия, пока наконец, 4 февраля 1724 года, Вильстер не получил письмо от Апраксина, в котором сообщалось: «Его императорское величество указал намеренную вашу экспедицию удержать до другаго благополучнаго времени». Самому вице-адмиралу предписывалось возвратиться в Петербург.


Граф Федор Апраксин командовал русским
флотом в Северной войне,а с 1718 года
был президентом Адмиралтейств-коллегии.
Литография Ивана Фридрица с оригинала
неизвестного художника XVIII века. 1840-е годы.

В начале февраля Апраксин получил письмо от вице-губернатора Ревеля Фридриха фон Левена. В нем фон Левен сообщил о приезде в Россию своего родственника, того самого командора Ульриха, который в 1722 году вел шведскую эскадру на Мадагаскар.


Письмо вице-губернатора Ревеля Фридриха фон Левена
Федору Апраксину с сообщением о приезде командора Ульриха.

Ульрих был приглашен во дворец и обедал с государем. Командор осветил русской стороне многие технические и организационные вопросы плавания к Мадагаскару. Более того, Ульрих передал в распоряжение руководителей экспедиции секретные шведские документы, и в их числе инструкции королевы Ульрики-Элеоноры.
Особый интерес в Петербурге проявили к непосредственным участникам шведских тайных операций — были составлены поименные списки офицеров с указанием их происхождения и места нахождения на данный момент. Петр отдал распоряжение связаться с влиятельными пиратами, через которых он мог бы «снестись с королем Мадагаскарским».
Все добытые сведения стекались к Вильстеру. К сожалению, то, что ему удалось узнать, не вселяло оптимизма. «Можно видеть, — докладывал он Петру в июле 1724 года, — что на тех островах короля не имеется, как речь о том неслась, и я лутче о том до сего сведом не был, но признаваю быть оным местах республике». Между тем «республик» на Мадагаскаре было столько же, сколько пиратских банд, и в каждой из них руководствовались своими собственными законами. Главари разбойничьих шаек враждовали между собой, и о ведении с ними переговоров не могло быть и речи.
После получения этих сведений Петру I стала очевидна бессмысленность посольства на Мадагаскар. Тем более что, несмотря на все принятые меры, сведения о секретных операциях императора на путях в Индию просочились в Лондон, Копенгаген и Амстердам. В этих условиях союз с пиратами был бы слишком рискованной политической авантюрой.
Петр I отменил экспедицию на Мадагаскар, но это не означало, что он отступил от своих далеко идущих замыслов. Император дал указание готовить корабли к плаванию в Испанию, а незадолго до смерти, в декабре 1724 года, подписал инструкции для экспедиции Витуса Беринга — тому следовало ехать на Камчатку и искать путь из Азии в Америку.


«Пакетботы „Святой Петр“ и „Святой Павел“ у берегов Камчатки».
С картины Сергея Пена.
Во время второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга
мореплавателям удалось пересечь пролив, разделяющий два
материка, и подойти к берегам Аляски. К сожалению, во время
плавания сам Беринг и большинство моряков погибли.

Однако внезапная смерть царя перечеркнула все планы. Об «индийском проекте» Петра долго не вспоминали, пока французской дипломатии не понадобилось для своих целей вытащить на свет темные похождения шевалье д’Эона в России.

_________________


Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Ljubov
Колдун
Колдун
avatar

Кол-во сообщений : 1711
Возраст : 38
Город : Tallinn
Репутация : 2
Очки : 268
Регистрация : 2008-03-08

СообщениеТема: Re: Загадка «индийского проекта»   Вт 30 Сен 2008, 19:25

даже очень интересно
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Загадка «индийского проекта»   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Загадка «индийского проекта»
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Палдиски - любимый город, хоть и маленький такой! :: Статьи и публикации-
Перейти:  
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 HotLog  MyCounter - Ваш счётчик
    .
Создать форум на Forum2x2 | © phpBB | Бесплатный форум поддержки | Контакты | Сообщить о нарушении | Создать дневник